15 сентября 2017

Что такое фантех и почему это ниша на миллиарды долларов

В ближайшие пять лет рынок неигровых мобильных приложений вырастет в три раза, до $34 млрд (прогноз App Annie), в основном за счёт развлекательных приложений, которые обозначают понятием фантех (funtech). Именно фантех-приложения должны стать крупнейшей рекламной площадкой по мере роста доли мобайла в потреблении информации.

What the fun

Сугубо развлекательные проекты типа MSQRD или Prisma могут казаться несерьёзными, но при этом они используют новейшие технологии: big data, machine learning и искусственный интеллект. Фантех — это не игрушки.

 

В принципе, к фантеху можно отнести всё, что вызывает положительные эмоции. Например, такое приложение для селфи: нейросеть выдаёт фото порноактера, на которого вы похожи. Или AR-приложение, в котором вы выбираете граффити, наводите камеру на поверхность и обводите маркером контур, который на ней появится. Выход iOS 11 с поддержкой ARKit выводит веселье на новый уровень, теперь — в дополненной реальности.

Фантех-приложения — самый привлекательный канал рекламы для аудитории 16–24 лет. Согласно свежему отчёту comScore, после неизбежных Snapchat, Facebook и Instagram самые популярные приложения среди молодых американцев — iFunny (входит в FunCorp наряду с проектом Funcubator, который представляет автор этого текста. — Прим. «Секрета»), SoundCloud и Bitmoji. Всё это — фантех.

Основной способ монетизации фантеха — реклама. Самый востребованный формат — баннеры. Лучший рекламный инвентарь у приложений для микроэнтертейнмента: мессенджеров, сервисов радио и дейтингов. В топах доходности от покупок внутри приложений доминируют игры.

Видео

Недавнее исследование Google и Ipsos показало, что самый популярный вид видеоконтента у 13–34 летних — короткие смешные видео (73–80% аудитории). Особенно много их смотрят в возрасте 13–17 лет. Поэтому крупнейшие производители контента в соцсетях используют так много коротких видео: промо новых серий, короткие интервью с героями, а иногда даже старые добрые гифки.

Новая волна мобайла заставляет меняться даже гигантов вроде YouTube и Netflix. Новый сервис YouTube TV подключится к четырём главным вещательным сетям США: ABC, CBS, Fox и NBC. Задача — помочь олдскульным каналам завоевать молодёжную аудиторию, у которой часто даже нет дома телевизора. При этом ставку YouTube TV делает на мобайл: в этом году приложение позволило смотреть со смартфона новости, сериалы и даже трансляции спортивных мероприятий. Netflix также собирается выпускать фильмы, сериалы и телешоу, специально адаптированные для просмотра на мобильных устройствах.

 

На российском рынке по похожему пути пошли Amedia, ivi и ТНТ. Финансовые результаты скромные, но обнадёживающие. ivi в 2016 году заработала 2,1 млрд рублей (рост — 50% за год), онлайн-продукты Amedia — 600 млн рублей (рост — 112% за год).

Приложение «ТНТ-club» — это вообще самостоятельный медиапродукт, потому что там можно не только посмотреть новые шоу, но и послушать Comedy Radio и даже проголосовать за участников очередного телешоу. ТНТ — одна из самых успешных с коммерческой точки зрения российских медиакомпаний, зарабатывающих на миллениалах. Раздаёт контент бесплатно, но показывает много рекламы. Год назад количество установок мобильного приложения ТНТ превысило 7 млн. Канал не раскрывает структуру доходов, но, вероятно, он стал вторым по объёму рекламной выручки в том числе благодаря диджиталу.

Другие сегменты

Видео — это, конечно, ещё не весь фан. Не так давно расцвели музыкальные приложения. Относительно новая тенденция в музыкальном мире — выпуск альбомов в виде приложений. В России самый известный пример — альбом «На солнце» «Аукцыона». Приложение автоматически воспроизводило музыку с альбома при наведении камеры на солнечный свет. Оно быстро попало в топы Google Play и App Store, а альбом, по признанию группы, стал самым коммерчески успешным в её долгой истории.

Ещё один сегмент фантеха — дейтинги. Пока сайты знакомств буксуют, мобильные приложения развиваются. Tinder оценивали в $2 млрд ещё в конце 2015 года. Аудитория Teamo — больше 10 млн пользователей. Дейтинговое приложение для геев Grindr входит в топ рекламных площадок Северной Америки.

Огромная ниша у мессенджеров — и по аудитории, и по объёмам рекламы. Немалую роль играют и приложения с микроконтентом: мемами, короткими видео, картинками, фотографиями и т. д. В топе у американских рекламодателей — iFunny, Reddit, The Chieve. Эти несерьёзные на первый взгляд приложения зарабатывают большие деньги на простой баннерной рекламе. Для рекламодателя такой формат рекламы удобен: прост в изготовлении и при этом органично встраивается в ленту пользователя.

Перспективы

Самое большое опасение: подростки вырастут и перестанут смотреть видосики с мемасами. Но его опровергает сегодняшняя статистика.

13–17-летние и 30–34-летние пользователи смотрят одни и те же видео. Например, в первой возрастной группе 80% смотрят короткие смешные видео, 48% — обучающие, 20% — упражнения и 17% — видео про еду и рецепты. Распределение интереса в группе «за 30» примерно такое же: 73% — короткие смешные видео, 55% — обучающие, 27% — упражнения и 25% — рецепты.

Со временем интерес сегодняшних тинейджеров, наверно, качнётся в какую-нибудь сторону, но аудитория развлекательного мобильного контента меньше не станет. Источник