Гос. контроль

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

На территории Республики Крым государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных:

— статьей 12.2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

— статьей 22 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

— иными федеральными законами, устанавливающие особенности осуществления 36 видов государственного контроля (надзора).

Важно!

Из сферы действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ полностью исключены следующие виды государственного контроля (надзора):

  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций;
  • государственный контроль за экономической концентрацией;
  • контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
  • налоговый, валютный, таможенный, контроли;
  • государственный портовый контроль;
  • контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • контроль на финансовых рынках; банковский надзор;
  • страховой надзор;
  • надзор в национальной платежной системе;
  • государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности; государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;
  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов; федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях;
  • контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • контроль и надзор за обработкой персональных данных; государственный контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

Необходимо отличать!

Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не применяются к мероприятиям, которые не являются государственным и муниципальным контролем (надзором), в частности:

  • мониторингу (отсутствует взаимодействие между органами контроля (надзора) и проверяемыми субъектами);
  • проведению оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия; осуществления прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами контроля (надзора) проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования; производства по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
  • расследования причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
  • расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
  • проведения проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
  • мероприятий по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях;
  • к мероприятиям, проводимым должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Должен знать каждый

Проверки бывают плановыми и внеплановыми, которые проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная — по месту нахождения и месту осуществления хозяйственной деятельности.

Срок проведения плановой проверки составляет не более чем 15 рабочих дней со дня начала ее проведения. В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать сорок часов для малого предприятия и десять часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней и не более чем на десять часов в отношении микропредприятий.

Срок проведения внеплановой выездной проверки составляет не более 5 рабочих дней, продление срока проведения таких проверок не предусмотрено.

Плановые проверки

Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ установлен запрет проведения на территории Республики Крым до 01.01.2018 плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, периодичность проведения которых ограничена одним разом в 3 года.

Два и более раза в три года в плановом порядке проверяется соблюдение лицензионных требований и условий в медицинской, фармацевтической и образовательной деятельности, производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в некоторых иных сферах.

Также в соответствии со ст. 26.1 Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ до 31.12.2018 года не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением проверок видов деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944.

Важно!

Узнать, включено ли предприятие в план проверок на текущий год  можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (plan.genproc.gov.ru), прокуратуры Республики Крым (rkproc.ru/taxonomy/term/16), официальном сайте соответствующего органа контроля (надзора), а также на портале «Единый реестр проверок» (https://proverki.gov.ru) в сети «Интернет».

Субъект малого предпринимательства вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268, об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план в нарушение ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Узнать являетесь ли Вы по данным государства субъектом малого предпринимательства можно воспользовавшись Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства (rmsp.nalog.ru).

Внеплановые проверки

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлена обязанность согласования проведения внеплановых проверок с органами прокуратура, за исключением отельных случаев в зависимости от оснований их проведения.

Так, основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного им предписания об устранении выявленных нарушений (не подлежат согласованию);

2) заявление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусмотрено правилами предоставления такого разрешительного документа;

3) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежат согласованию);

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подлежат согласованию);

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в Роспотребнадзор граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены); (не подлежат согласованию с органами прокуратуры);

3) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (федеральный государственный пожарный надзор; федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; федеральный государственный надзор в области связи), параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (подлежат согласованию);

4) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (не подлежат согласованию).

Сообщите о незаконной проверке

О незаконной проверке можно сообщить в прокуратуру Республики Крым отправив письменное обращение по адресу: 295015, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 21, либо заполнив форму электронного обращения на официальном сайте прокуратуры Республики Крым: rkproc.ru/ru/page/napisat-obrashchenie.

×