6. Иные меры поддержки

6.1 Программа стимулирования кредитования

Совместно с Минэкономразвития России и Банком России АО «Корпорация малого и среднего предпринимательства» разработала Программу стимулирования кредитования СМСП (далее – Программа), реализующих проекты в приоритетных отраслях, которая фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 50 млн. руб. для субъектов малого бизнеса на уровне 11% годовых, для среднего — 10% годовых.

Кредитные организации, предоставляющие финансирование предпринимателям по Программе, получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5% годовых, поэтому Программа получила второе название «Шесть с половиной».

Основные требования к заемщикам:

  • заемщик–СМСП, соответствующий требованиям Федерального закона № 209-ФЗ;
  • заемщик должен быть зарегистрирован в статусе юридического лица;
  • заемщик должен быть зарегистрирован на территории Российской Федерации;
  • юридическое лицо, являющееся контролирующим лицом заемщика, не должно быть зарегистрировано в государстве или на территории, которые предоставляют льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривают раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны). Данное требование распространяется на всю цепочку собственников.
  • отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды;
  • отсутствие возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
  • положительный финансовый результат по данным бухгалтерской отчетности за предыдущий календарный год;
  • Положительные чистые активы;

Условиями предоставления кредитов в рамках данной Программы являются:

— Предоставление кредита конечному заемщику – Лизинговой компании, или конечному заемщику-СМСП, осуществляющему деятельность в одной или нескольких отраслях экономики, указанных в приложении к настоящей Программе (для оборотного кредита) или реализующему инвестиционный проект в такой отрасли (для инвестиционного кредита) и привлекающих кредиты на инвестиционные или оборотные цели.

— Размер одного кредита, предоставляемого в рамках Программы, должен составлять не менее 50 млн. рублей и не более 1 млрд. рублей.

— Суммарный объем кредитов, которые могут быть выданы одному конечному заемщику одним или несколькими уполномоченными банками определяется исходя из размера Кредитного лимита 4 млрд. рублей.

— Доля финансирования конечным заемщиком-СМСП инвестиционного проекта за счет заемных средств составляет не более 80% (в случае инвестиционных кредитов в размере более 500 млн. рублей. А также инвестиционных кредитов независимо от размера кредита, погашение основного долга по которым предусматривается за счет денежного потока, производимого за счет реализации цели кредитования без учета доходов от текущей деятельности конечного заемщика).

— Инвестиционные проекты конечного заемщика-СМСП являются экономически эффективными: чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта является положительной, внутренняя норма рентабельности превышает выбранную ставку дисконтирования (в случае инвестиционных кредитов в размере более 500 млн. рублей, а также инвестиционных кредитов, отвечающих определённым требованиям).

Для получения информации  субъекты предпринимательской деятельности могут обращаться в колл-центр ПАО «РНКБ» 8 800 234-27-27.

6.2 Поддержка субъектов предпринимательской деятельности, реализующих инвестиционные проекты в Республике Крым

В соответствии с Инвестиционной декларацией Республики Крым, утверждённой указом Главы Республики Крым от 11.09.2014 № 272-У, субъектам инвестиционной деятельности на территории Республики Крым предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Также указанная декларация устанавливает, что в Республике Крым оказывается содействие в реализации инвестиционных проектов, в том числе за счет сокращения и упрощения процедур, связанных с выдачей разрешительной документации.

Таким механизмом содействия Инвесторам, которые заключили с Советом министров Республики Крым соглашения о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым, является предоставление земельных участков и объектов недвижимого имущества в аренду без торгов для реализации инвестиционных проектов.

Порядок рассмотрения обращений инвесторов и заключения инвестиционных соглашений о предоставлении земельных участков и недвижимого имущества установлен постановлением Совета министров Республики Крым 07.10.2014 № 368.

Основные требования к инвестору:

  • Наличие финансовых ресурсов, достаточных для реализации заявленного проекта;
  • Отсутствие процедуры реорганизации, ликвидации, банкротства в отношении инвестора;
  • Отсутствие неурегулированной задолженности перед бюджетами различных уровней;
  • Отсутствие задолженности по выплате заработной платы.

Инвестору разрешается использовать как собственные, так и привлеченные (например, заемные) денежные средства для финансирования проекта.

Порядком предусмотрен ряд требований к инвестиционным проектам:

— Отсутствие противоречия как Стратегии развития Республики Крым в целом так и планам развития отдельных отраслей, в который предполагается к реализации инвестиционный проект.

— Осуществление инвестором деятельности в рамках проекта на территории Республики Крым.

 — Соблюдение природоохранного законодательства.

— Осуществление в рамках проекта инвестиций в основной капитал, в том числе новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, закупку оборудования, машин, инструментов, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты.

— Сохранение существующих или создание новых рабочих мест по результатам реализации проекта.

— Средний уровень оплаты труда в рамках проекта должен быть не ниже среднеотраслевого по Республике Крым.

Сопровождение инвестиционных проектов осуществляется Государственным автономным учреждением Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития», основные виды деятельности которого:

Виды деятельности:

  • Сопровождение инвестиционных проектов, реализующихся и планируемых к реализации на территории Республики Крым.
  • Оказание содействия инвесторам при взаимодействии с исполнительными органами государственной власти и муниципальных образований, иными ведомствами и организациями Республики Крым.
  • Оказание консультационной и методической помощи субъектам инвестиционной деятельности.
  • Оказание помощи инвесторам в подборе земельных участков (greenfield), готовых помещений (brownfields) в аренду под реализацию инвестиционных проектов на территории Республики Крым.
  • Участие в проведение экспертизы и оценки экономической эффективности инвестиционных проектов;
  • Содействие в подборе подрядчиков для реализации инвестиционных проектов.
  • Оказание консультационной помощи в выборе схемы государственно-частного партнерства.
  • Мониторинг социально-экономического развития Республики Крым.
  • Продвижение инвестиционного имиджа Республики Крым на территории Российской Федерации и за рубежом.
  • Ведение информационной базы инвестиционных проектов и предложений.
  • Содействие в создании и развитии индустриальных парков на территории Республики Крым.

Контакты Центра инвестиций и регионального развития:

Адрес: ул. Комсомольская, д. 4, г. Симферополь, Республика Крым, 295017.

Приемная:

тел.: +7(3652) 77-72-71 (многоканальный).

E-mail:office@investrk.ru.

Официальный сайт: investrk.ru.

6.3 Участие субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках и закупках государственных и муниципальных компаний

Одним из механизмов поддержки малого предпринимательства являются государственные закупки. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) закреплено, что при осуществлении закупок предоставляются преимущества субъектам малого предпринимательства (часть 4 статья 27).

Заказчики согласно части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, за исключением закупок, осуществляемых:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Законом № 44-ФЗ установлено, что закупки у СМП, СОНКО осуществляются путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участника ми закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) статья контракта не должна превышать 20 млн. рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (путем установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО).

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. В случае если в извещении об осуществлении закупки установлены указанные ограничения, в контракт, заключаемый с СМП или СОНКО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с совместным письмом Минэкономразвития России, ФАС России от 04.04.2014 № 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14, в качестве документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП, СОНКО, выступает декларация участника закупки о том, что он является СМП, СОНКО, предоставление иных документов, подтверждающих такую принадлежность, не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено соответствующее Положение об особенностях участия СМСП в закупках (далее – Положение), которые отдельные юридические лица осуществляют в соответствии с Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема (пункт 5 Положения).

Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации предусмотрено постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 процентов в 2016 году до 25 процентов (начиная с 2018 года).

×