Справочник: Госзакупки и закупки юридических лиц

 «Госзакупки и закупки юридических лиц» (ПДФ, 31 МБ)

Госзакупки

 

Законодательные основы

Государственные закупки – закупки товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Большинство государственных закупок проходит в форме электронных торгов. ВАЖНО! Помимо двух основополагающих документов насчитывается более 1000 нормативных правовых актов по регулированию сферы госзакупок. Законодательство о госзакупках постоянно совершенствуется – обязательно следите за последними изменениями и выделяйте время на обучение.

    Виды заказчиков:

  • 1) государственные органы;
  • 2) муниципальные органы;
  • 3) казенные учреждения.

Проведение государственных закупок регламентируются Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом №223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». На территории Российской Федерации госзакупки проводятся на 6-ти электронных площадках: «Сбербанк-АСТ», «ЕЭТП», «АГЗРТ», «РТС-тендер», ЭТП ММВБ, «Госзакупки», «Российский аукционный дом». Заказчиками могут выступать: 1) госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%; 2) дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству; 3) дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ; 4) бюджетные учреждения: за счет грантов, субсидий; в качестве исполнителя — по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ; за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности; 5) коммерческие организации. С 1 января 2016 года основой информационного обеспечения госзакупок является Единая информационная система (ЕИС) – zakupki.gov.ru. Здесь публикуется информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд. ВАЖНО! На сайте zakupki.gov.ru не проводятся торги, система носит информационный характер. Помимо официального сайта искать необходимые закупки можно с помощью платных коммерческих сервисов. Основные из них: Система поиска тендеров «Тендерплан» Информационно-аналитическая система «Селдон» Поиск коммерческих и государственных закупок «Контур.Закупки» Система поиска тендеров «ИнитПро» Поиск государственных и коммерческих закупок «Закупки360» Поисковая система «ИстБюджет» и др

Электронная цифровая подпись и аккредитация на площадках

Чтобы участвовать в электронных торгах, необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП), которая позволяет совершать юридически значимые действия в Интернете. Контракт, подписанный ЭЦП, становится юридически значимым и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Электронные подписи выдаются в специализированных удостоверяющих центрах, найти которые не составит труда в любом крупном городе. Важно! У одного юридического лица или предпринимателя может быть несколько подписей. Срок действия ЭЦП составляет 1 год. По истечении этого срока ЭЦП необходимо перевыпустить. Аккредитация на площадках Для того, чтобы принимать участие в закупках на электронных площадках, необходимо пройти аккредитацию. Аккредитация происходит путем предоставления в электронном виде необходимых документов, перечень которых установлен ст. 61 ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 г. На основании предоставленных документов электронная площадка в течение пяти рабочих дней принимает решение об аккредитации участника, или же об отказе в аккредитации, при наличии оснований на это.

    Основания могут быть следующими:

  • в случае непредставления участником предусмотренных документов и информации или в случае предоставления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
  • в случае, если участник является офшорной компанией.

Помимо шести федеральных электронных площадок, на которых размещаются госзакупки по ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 г., существуют и другие электронные площадки с бесплатным и платным функционалом. Важно! При планировании своего участия в госзакупках будьте внимательны и хорошо соизмеряйте свои возможности, так как в случае отказа от исполнения госконтракта вы будете внесены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), что ограничит ваше участие в госзакупках на 2 года.

Закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ
    Заказчики вправе предъявлять к участникам закупки единые и дополнительные требования. Единые требования:

  • 1. Соответствие требованиям законодательства РФ.
  • 2. Непроведение ликвидации участника, отсутствие решения о признании ЮЛ или ИП несостоятельным (банкротом) и об откры-тии конкурсного производства.
  • 3. Неприостановление деятельности участника в соответствии с КОАП.
  • 4. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший календарный год (размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов).
  • 5. Отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).
  • 6. Обладание участниками процедуры закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
  • 7. Участник закупки не является офшорной компанией.

Заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП (реестр недобросовестных поставщиков) информации об участнике закупки – юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника. Для участия в госзакупке (виды закупки – аукцион и конкурс) также необходимо предоставить обеспечение заявки. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок при проведении электронных аукционов, перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке. Для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов. Вторым необходимым условием для заключения контракта по итогам большинства видов закупок является обеспечение исполнения контракта. Подготовить обеспечение исполнения контракта необходимо в размере, установленном заказчиком в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе и проекте контракта (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), не позднее срока, установленного для заключения контракта.

Запрос котировок

Основной особенностью данной процедуры является то, что она, являясь конкурентной, не является торговой: основным и единственным критерием определения победителя является цена, но как таковых торгов между поставщиками не проводится. Ценовые предложения подаются участниками в составе заявки, они не подлежат корректировке и являются безотзывными. Несомненным преимуществом для поставщиков является отсутствие финансовой предквалификации участников в виде обеспечения заявки. Участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок (ч. 1 ст. 77 44-ФЗ). Составить и подать заявку необходимо не позднее установленных в извещении о проведении запроса котировок даты и времени вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. ВАЖНО! Заявка в запросах котировок подается по форме заказчика. Для составления заявки на участие в запросе котировок необходимо: определить цену контракта, которую он будет предлагать; убедиться, что условия исполнения контракта, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок, для него приемлемы, поскольку 44-ФЗ не предусматривает возможности изменения проекта контракта, включенного в состав извещения о проведении запроса котировок, при его заключении; сформировать комплект документов для включения в заявку, оформить заявку на участие в запросе котировок и направить ее вместе с комплектом документов заказчику (в запечатанных конвертах или в электронном виде на площадке).

    Процедура запроса котировок

  • 1. Публикация извещения о запросе котировок.
  • 2. Подача заявок.
  • 3. Вскрытие конвертов и публикация итогового протокола.
  • 4. Заключение контракта.

ВАЖНО! Все участники запроса котировок вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 2 ст. 78 44-ФЗ), а также осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам. Если контракт не подписан в срок, то исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек. Контракт же заключается с участником, предложившим такую же или следующую цену.

Открытый конкурс

Открытый конкурс – это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. Для определения победителя используется не только критерий цены, но и другие важные характеристики товаров или работ, услуг. Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).

Процедура открытого конкурса

  • Публикация извещения об открытом конкурсе.
  • Перечисление обеспечения или оформление банковской гарантии.
  • Подача заявок.
  • Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде).
  • Публикация протокола вскрытия конвертов.
  • Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе заявок и подведение итогов.
  • Публикация итогового протокола.
  • Перечисление обеспечения исполнения контракта.
  • Заключение контракта.

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ). ВАЖНО! Все документы должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью компании и подтверждены подписью уполномоченного лица. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее — вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе), производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.1.

    Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • 1. Продукция предоставляется только одним поставщиком (например, услуги естественных монополий) или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет.
  • 2. Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей.
  • 3. При чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий). 4. 4. Если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.

ВАЖНО! Закупка у единственного поставщика – это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

Также одной из причин закупки у единственного поставщика являются малые закупки. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 руб. Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 руб. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Одновременно действует правило для государственных или муниципальных образовательных организаций, учреждений культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иных государственных или муниципальных учреждений (п.5 ч.1 ст.93 Закона 44-ФЗ). Такие заказчики вправе осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей каждая.

Важно! ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. При заключении таких контрактов внимательно читайте документацию заказчика, анализируйте информацию, вникая в детали, чтобы исключить ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным.

Запрос предложений и иные способы проведения закупки

Запрос предложений используют, чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях. Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений – с ними можно ознакомиться в ст. 83 44-ФЗ.

  • Процедура запроса предложений
  • Публикация извещения о запросе предложений
  • Подача и прием заявок
  • Вскрытие конвертов и рассмотрение заявок на соответствие требованиям
  • Оценка на основании критериев
  • Составление протокола проведения запроса предложений
  • Оглашение условий лучшей заявки
  • Подача окончательных предложений
  • Вскрытие и рассмотрение окончательных предположений
  • Составление итогового протокола
  • Объявление победителя, заключение контракта

Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее, чем за пять календарных дней до его проведения. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации). Иные способы проведения закупки

Конкурс с ограниченным участием – конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Двухэтапный конкурс – конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования. Победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

Под закрытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 84 Федерального закона №44-ФЗ, способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, а победителем такого конкурса признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Подписание и исполнение контракта

После победы в закупке, заказчик и поставщик заключают контракт. Подготовка проекта контракта осуществляется заказчиком. Единственный случай, когда контракт готовится поставщиком – это закупка у единственного поставщика в строго оговоренных законом случаях (закупка у монополий и т.п.). Для изменения проекта контракта победитель вправе направить протокол разногласий (не позднее чем в течение 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов). Протокол разногласий подается только к сведениям, внесенным в проект контракта. Контракт составляется путем включения в проект контракта предложенной цены контракта, информации об участнике и информации о товарах, работах, услугах.

    • Виды контрактов

    • 1. Государственный контракт, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт), государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных нужд, муниципальных нужд (п.8 ст.3 44-ФЗ).
    • 2. Гражданско-правовой договор (контракт) (БУ, ЮЛ по ст.15 44-ФЗ) – договор, заключенный бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (п.3 ч.1 ст. 1 44-ФЗ). Победитель будет признан уклонившимся от подписания в случае: 1) если он не направил заказчику подписанный проект контракта; 2) направил протокол разногласий по истечении 13-ти дней с даты размещения в ЕИС протокола; 3) не представил обеспечения исполнения контракта; 4) не подтвердил свою добросовестность; 5) не представил заказчику надлежащую выписку из ЕГРЮЛ (для победителя запроса котировок).

Возможность и механизм изменения контракта на стадии исполнения контракта описаны в ст. 95 44-ФЗ, а также в Постановлениях Правительства РФ. При ненадлежащем исполнении контракта предусмотрен штраф, а при просрочке исполнения – пени. Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств, для заказчика и поставщика отличается. Причем для поставщика наказание будет зависеть от объема невыполненных в срок обязательств и от того, насколько сильно были нарушены сроки.

Возможно расторжение контракта: 1) по соглашению сторон; 2) по решению суда; 3) в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения своих обязанностей в соответствии с гражданским законодательством.

ВАЖНО! При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия такого решения.

Закупки у госкорпораций и государственных компаний

Закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Сегодня объем закупок по ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», регламентирующему закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства, в несколько раз превышают закупки по Федеральному закону № 44-ФЗ. Главное отличие закупок по 223-ФЗ в том, что процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному.

Участником закупки по 223-ФЗ может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно, благодаря 223-ФЗ эти препоны устранены, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.

    Основные принципы закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. заключаются в следующем:

  • Гибкое планирование только на 1 год, обосновывать закупки не требуется, план может быть изменен в любой момент и по любой причине.
  • Можно закупать продукцию с указанием индивидуальных характеристик.
  • Медицинские организации могут закупать лекарственные средства по их торговым наименованиям, а не по международному непатентованному наименованию (МНН).
  • Не требуется обосновывать начальную (максимальную) цену договора.
  • Можно установить квалификационные требования к участникам закупок.
  • Можно разработать свою систему способов закупок и случаи применения каждого из них.
  • Заказчик сам устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе может установить значимость критерия «качество и квалификация» выше значимости критерия «цена»
  • Можно расширить перечень закупок у единственного поставщика.
  • Можно вносить изменения в заключенный договор: продлить сроки, увеличить цену, изменить объем и т.д
  • .

Рекомендуем СМСП самостоятельно внести в Единый Реестр МСП (https://rmsp.nalog.ru) дополнительные сведения о себе, которые помогут найти его крупным заказчикам. Кроме имеющейся возможности сообщить о своей продукции, опыте исполнения контрактов, об участии в программах партнерства, также возможно указать контактную информацию (адрес электронной почты, телефон, сайт). Важно! Для удобства малого и среднего бизнеса создан бесплатный информационный ресурс «Бизнес-навигатор МСП» (https://smbn.ru), где можно узнать о закупках крупных госзаказчиков и/или компаний с государственным участием. На этом сайте собрано более 11 млн объявлений о планах закупок. Также отдельно размещены все планы закупок, в которых может участвовать только малый и средний бизнес.

Закупки у малого бизнеса

Годовой объем закупок у СМП установлен в процентном соотношении от совокупного годового стоимостного объема договоров заказчиков за вычетом некоторых исключений: не менее 18% – договоры с СМП, из них не менее 10% – договоры, заключенные по итогам закупок только среди СМП. Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Заказчик обязан утвердить перечень товаров, работ и услуг, закупку которых он будет осуществлять только у СМП. Перечень формируется заказчиком самостоятельно и публикуется в ЕИС и на сайте заказчика. ВАЖНО! Статус СМП подтверждается через декларирование. Заказчики обязаны включать в состав закупочной документации унифицированную форму декларации. Обеспечение заявки СМП по выбору поставщика: — денежные средства; — банковская гарантия; — иной способ, предусмотренный документацией о закупке. Размер обеспечения не должен превышать 2% НМЦ. Обеспечение договора с СМП по выбору поставщика: — денежные средства; — банковская гарантия; — иной способ, предусмотренный документацией о закупке. Размер обеспечения устанавливается в размере аванса или ≤ 5% НМЦ, если аванс не предусмотрен. Срок заключения договора с СМП не должен превышать 20 рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о заключении такого договора, кроме тех случаев, когда в соответствии с законодательством РФ для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки обжалуются в ФАС либо в судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора. Максимальный срок оплаты по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки только среди СМП, должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора). Требования к участникам закупки: Быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель. Иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ. Не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом). Деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП Должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам; Показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.

 

×
или