02 декабря 2018

«Акулы бизнеса» и ландшафтный дизайн: сначала качество, потом реклама

Бизнесмен Всеволод Черниенко, руководитель крюинговой компании, стал одним из 10 наставников для молодых участников проекта «Акулы бизнеса». Мы спросили Всеволода, как продвигается совместная работа над бизнес-проектом и что нужно знать всем начинающим предпринимателям.

– Для кого вы стали ментором в проекте «Акулы бизнеса»?

– Я наставник у Карины Руденко. Она окончила институт в этом году. Хочет заниматься ландшафтным дизайном. Это интересная сфера, в которой можно хорошо развиться и сделать себе имя. Специфика такова, что в отличие от бизнеса в торговле, у проекта Карины будет более медленный старт. Она это понимает и настроена решительно.

Так как у меня довольно плотный график, мы с Кариной общаемся не каждый день. Я сразу накидал ей серьёзные планы, чтобы она их выполняла. Раз в 3-4 дня общаемся, она рассказывает об успехах и советуется.

Какие задания вы даете вашей ученице?

– Первое задание, которое я дал Карине – это разобраться, чем именно она может быть полезна заказчику и какие у неё преимущества перед конкурентами. Необходимо понимать, чем твой бизнес хорош и что ты можешь предложить такого, чего не могут другие.

Второй важный вопрос – четко представлять, кто же является заказчиком. Исходя из этого, сформировать спектр услуг: что она делает, за какую цену и в какие сроки.

Третье масштабное задание – проанализировать рынок. Кто занимается ландшафтным дизайном в тех городах Крыма, где Карина собралась продвигаться? Она только начинает заниматься бизнес-вопросами. Так что сейчас стоит задача разобраться в своей специфике до конца.

– Она будет оказывать услуги как индивидуальный предприниматель? Как вы думаете, ей нужно выбрать узкую нишу или же наоборот расширить диапазон услуг и клиентов?

– Для начала, думаю, нужно открыть ИП. Со временем, когда уже наберётся определённое количество выполненных заказов, можно взять помощника. Дальше перейти в форму ООО.

Я считаю, что в наше время узко мыслить просто нельзя. Для жизненности собственного бизнеса стоит сразу наметить варианты, как его можно расширить, какими услугами и товарами дополнить. Что можно предлагать дополнительно? Какие-то строительные, декоративные материалы? Выяснить это – самостоятельная задача Карины, как специалиста.

Продвижение и реклама входят в ваши планы по обучению?

– Думаю, что рекламу мы будем потихоньку развивать, но не агрессивно. Особенно, что касается продвижения в социальных сетях. Я сам веду 4 бизнеса и таким продвижением практически не занимаюсь. Все потому, что клиенты приходят на качество, которое говорит само за себя. Конечно, еще влияет специфика бизнес-сферы.

Качество должно идти впереди рекламы. Прежде чем обещать идеальное выполнение заказов, нужно быть уверенным, что ты действительно можешь все выполнить. Реклама часто завышает ожидания. А наша задача сейчас не продать услуги в сыром виде, а грамотно оценить свои силы и разработать стратегию.

Тем более, что Карина будет полностью отвечать за всё, что делает. Это серьезная бизнес-идея, которая сложнее для реализации, чем мелкая торговля, к примеру. Зато и перспективы развития для Карины весьма широкие.

Что вы можете посоветовать всем молодым крымчанам, которые хотят начать собственное дело?

– Не всем обязательно быть предпринимателями. Можно быть и просто хорошими специалистами. Не нужно начинать бизнес, если вы просто хотите подражать кому-то или вас убеждают, что это необходимо. А вот если вы очень стремитесь видеть себя предпринимателем и развивать для этого соответствующие навыки, а такие проекты как «Акулы бизнеса» очень помогут.