Выбор правовой формы

Выбираем организационно‑правовую форму 

Это первый вопрос, с которым нужно определиться при открытии своего дела. Сравниваем разные формы бизнеса.

ЧТО ТАКОЕ ООО И КТО МОЖЕТ ЕГО ОТКРЫТЬ  

Общество с ограниченной ответственностью – одна из организационно-правовых форм ведения бизнеса. Чаще всего ООО создают те, кто собирается вести предпринимательскую деятельность не в одиночку, а с партнерами, чтобы потом официально делить прибыль.      

В ООО может числиться от 1 до 50 участников. Учредить его могут граждане и другие общества. Учредитель может быть и один, но только если это не юрлицо, также состоящее из одного участника.   

КТО РУКОВОДИТ ООО

Фирма принадлежит тем, кто ее учредил или приобрел в ней долю. Все решения участники ООО принимают голосованием и оформляют протоколами. Голоса считают пропорционально доле в уставном капитале. Если учредитель один, все решения он принимает единолично и оформляет решение единственного участника.   

В каждом ООО должен быть единоличный исполнительный орган, то есть руководитель (директор, генеральный директор, президент). Его выбирают среди участников ООО или нанимают со стороны. Единственный учредитель ООО может назначить руководителем себя.   

Выбранный руководитель будет указан в ЕГРЮЛ и только он сможет действовать от имени организации без доверенности – представлять ее интересы в госорганах, заключать сделки, принимать на работу и увольнять персонал и так далее. При этом он как штатный работник будет получать зарплату и выполнять обязанности, установленные трудовым договором и трудового кодекса Российской Федерации.   

Совет: прежде чем назначать кого-либо на должность руководителя, проверьте, не числится ли кандидат в реестре дисквалифицированных лиц.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОТКРЫТИЯ

Чтобы открыть ООО, необходимо не только подготовить документы для регистрации, но и решить несколько организационных моментов, связанных с деятельностью будущей компании.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ:

  Для регистрации ООО необходимо подготовить и предоставить в налоговую инспекцию пакет, состоящий из следующих документов:

  • заявление на регистрацию юридического лица по форме р11001;
  • Устав ООО в 2-х экземплярах;
  • при наличии одного учредителя – решение о создании юридического лица;
  • при наличии нескольких участников – договор об учреждении ООО и протокол общего собрания (желательно заверить у нотариуса);
  • оплаченную квитанцию за регистрацию ООО (дата оплаты квитанции должна быть позже даты подписания решения о создании юридического лица или протокола общего собрания);
  • заявление о переходе на УСН (желательно).

Каждый документ, в котором более одного листа, должен быть распечатан односторонней печатью и прошит.

К каждому шагу необходимо подойти ответственно, а при сдаче документов в налоговый орган важно проверить грамотность их заполнения.  

Регистрации ООО занимает 3 рабочих дня, по истечению которых заявителю направляются на электронный адрес готовые документы, подтверждающие создание ООО:

  • лист записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50007;
  • свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговой;
  • один экземпляр Устава ООО, заверенный регистрирующим органом.

!!! Любое физическое лицо, независимо от гражданства, может быть учредителем ООО. Размер госпошлины и сроки регистрации в таком случае остаются неизменными. 

КАК СТАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ

Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, получившее после государственной регистрации право на ведение предпринимательской деятельности. Чтобы открыть ИП, надо заполнить заявление Р21001 и подать его в налоговую инспекцию или МФЦ.

Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя может практически каждый гражданин России или иностранец с российской пропиской.

Специальных знаний для регистрации не требуется, но погружения в юридические нюансы не избежать. Подать документы можно как традиционным способом – в бумажном виде лично или по почте, так и в электронном – на сайте ФНС.

КТО МОЖЕТ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ИП

Вести предпринимательскую деятельность как ИП могут совершеннолетние граждане. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут зарегистрировать ИП с согласия законных представителей или получив эмансипацию – признание дееспособности органами опеки или судом.  

Попадая под один из критериев, открыть ИП вправе: иностранные граждане, имеющие временную регистрацию или прописку на территории РФ и лица без гражданства (апатриды), женщины в декретном отпуске, пенсионеры, учредители ООО и официально трудоустроенные граждане, не работающие на государственной службе.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ ИП

  • Выберите коды видов деятельности по ОКВЭД

ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором каждому виду деятельности соответствует числовой код. Подавая заявление о регистрации, будущий индивидуальный предприниматель указывает в нем коды ОКВЭД и таким образом сообщает госорганам, чем будет заниматься.

  • Выберите систему налогообложения

Индивидуальный предприниматель может выбрать общую систему налогообложения (ОСНО) или какой-то из специальных режимов: упрощенную систему (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) или патентную систему (ПСН). ОСНО применяется по умолчанию, если ИП не перейдет на спецрежим. Разница между общей налоговой системой и спецрежимами в том, что на ОСНО выплачивается 3-5 разных налогов, а на спецрежимах – 1 или 2 налога.

  • Заполните заявления по форме Р21001

Для того, чтобы открыть ИП, не понадобится уставный капитал и сложные учредительные документы – нужно заполнить только заявление о госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001). Скачать актуальную версию бланка можно с официального сайта Федеральной налоговой службы.  

  • Оплатите госпошлину

При подаче заявления на регистрацию ИП в электронной форме через портал Госулуг, МФЦ или сайт ФНС госпошлину платить не нужно. В остальных случаях сумма пошлины составит 800 рублей. 

  • Соберите пакет документов и подайте в регистрирующий орган

Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя можно только по месту жительства или пребывания. А подать документы – онлайн или в бумажном виде. 

  • Когда будут готовы документы? 

     Заявление рассматривается в течение 3 рабочих дней. Узнать, готовы ли документы, можно на сайте ФНС или в налоговой инспекции по месту жительства (пребывания).  

БИЗНЕС ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ            

С 1 июля 2020 года Республика Крым присоединилась к эксперименту по самозанятым. Фотографы, фрилансеры, репетиторы и другие специалисты, работающие на себя, получили возможность легализовать свои доходы.   

Для получения статуса «самозанятый» не нужно собирать пакеты документов и обращаться в налоговую. Достаточно зарегистрироваться с помощью личного кабинета «Мой налог». Также можно заявить о своем желании стать самозанятым через банк.  

ВАЖНО!

Самозанятые платят налог на профессиональный доход (НДП). Это не дополнительный налог, а новый специальный налоговый режим.  

КТО МОЖЕТ СТАТЬ САМОЗАНЯТЫМ  

Самозанятыми могут стать физические лица и индивидуальные предприниматели, граждане России, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации и иностранные граждане Евразийского экономического союза: Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Армении.   

Условия для самозанятости:

– заработок не более 2,4 млн рублей в год;  

– самозанятый работает сам, без привлечения наемных работников и не состоит в трудовых отношениях с работодателем при выполнении работы.   

!!! Самозанятые могут заниматься любыми видами деятельности, за исключением указанных в федеральном законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года.  

МОЖЕТ ЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ СТАТЬ САМОЗАНЯТЫМ?

Да, если у вас нет наемных работников – вы можете перейти на новый налоговый режим. Для этого нужно зарегистрироваться в приложении «Мой налог», а потом в личном кабинете налогоплательщика подать заявление о переходе на НПД по паспорту. В течение двух дней вы получите ответ. Подать заявление также можно лично в ФНС. 

Пошагово рассмотрим регистрацию через «Госуслуги»

Что понадобится?

Мобильная или веб-версия приложения «Мой налог», регистрация на «Госуслугах». 

В чем плюсы: не нужно иметь под рукой паспорт и телефон с камерой, достаточно авторизоваться на портале «Госуслуги».

Кому подходит: владельцам подтвержденной учетной записи на «Госуслугах». Подтвердить ее можно через МФЦ.

Шаг 1. Выбрать версию приложения «Мой налог»: мобильную для Android или iOS либо веб-кабинет на сайте.

Шаг 2. Указать способ регистрации через «Госуслуги».

Шаг 3. Ввести свой мобильный телефон, e-mail или СНИЛС и пароль, которые вы используете для доступа к аккаунту на сайте gosuslugi.ru.

Шаг 4. Подтвердить регистрацию нажатием кнопки в приложении. 

ЧЕМ САМОЗАНЯТОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫГОДНА   

  • легальный бизнес или подработка без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность;
  • минимальная ставка налога;
  • взаимодействие с налоговым органом без лишней бумажной волокиты (через мобильное приложение «Мой налог»);
  • есть право на налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей;  
  • можно открыто рекламировать свои услуги;   
  • низкие налоговые ставки размером в 4% и 6%, которые зафиксированы на законодательном уровне и не изменятся до 2029 года;  
  • если нужна справка по доходам для получения кредита или визы для выезда за рубеж, можно легко подтвердить легальность своих доходов.

Государство заинтересовано в поддержке деятельности самозанятых. Условия налогообложения не будут меняться на протяжении 10 лет. Эта гарантия закреплена в законе.