25 декабря 2018

Как не провалить стартап?

Рассказывает Узунов Владимир Владимирович

Почему большинство компаний закрываются на ранних этапах? Как избежать этой участи? С чего нужно начинать и как снизить риск ошибки? Почему нужно оптимизировать рабочий процесс?  Какие методики существуют по развитию стартапа? И как превратить идею в успешный бизнес?

На эти вопросы ответит Узунов Владимир Владимирович, директор Академии Дополнительного образования, доктор политических наук, доцент, сертифицированный бизнес-тренер и по совместительству успешный бизнесмен.

—Что такое стартап? И почему бизнес часто разваливается именно на начальном этапе?

— Стартап — это временная форма бизнеса, которая позволяет протестировать гипотезу и найти свою бизнес-модель. С этим сталкивается каждый предприниматель на начальном этапе построения бизнеса. Пройти ее нужно как можно быстрее, пока конкуренты не ушли далеко вперед, а идея не потеряла актуальности.

Исследование CB Insights определило: 42% стартапов терпят поражение, потому что не знают, кто их клиент. Молодые компании экономят на анализе рынка и создают продукт, который никому не нужен. Другие факторы риска — ошибка в финансовом планировании, плохая команда и высокая конкуренция.

— Как сделать так чтобы стартап не «прогорел»в самом начале?

— Чтобы стартап «взлетел», ваше предложение должно точно отвечать запросам разных клиентских групп. Необходимо исследовать  целевую аудиторию, создать прототипы в нескольких итерациях и только после этого вывести продукт на рынок. Сформулируйте несколько гипотез, протестируйте их.

Допустим, вы занимаетесь системами видеонаблюдения. Целевая аудитория — владельцы частных домов и предприниматели, которым нужно контролировать работу сотрудников. Необходимо разработать для каждой группы разные предложения. Например, для частного дома подойдет пакет «камеры + сигнализация», чтобы хозяева могли спокойно уехать и не переживать о безопасности дома, а для продуктового магазина — только видеосистема, чтобы предприниматель мог видеть, чем занимаются его сотрудники.  

— Как продумать бизнес-модель, если совсем не знаешь с чего начать? Как снизить риски ошибок?

— Если вы уверены в том, что продаете, начинайте тестировать разные бизнес-модели и каналы сбыта. Чтобы снизить риск ошибки и оптимизировать рабочий процесс, используйте шаблоны бизнес-моделирования. Самых популярных два:

  • бизнес-модель Александра Остервальдера;
  • бизнес-модель Lean–canvas (больше подходит для SaaS-стартапов).

На начальном этапе сложная структурированная бизнес-модель не нужна — используйте упрощенный шаблон. Чтобы заполнить его, вам понадобится не более 20 минут. Помимо шаблонов бизнес-модели есть и другие инструменты, которые помогут вывести продукт на рынок, например, MVP и модель монетизации. Подробно можно почитать в книгах о CustDev.

— Как превратить идею в бизнес?

— CustDev и другие методики по развитию стартапа нужны, чтобы превратить идею в бизнес. Как только компания начинает приносить прибыль, необходимо реинвестировать в ее развитие и создавать стабильную долгоиграющую структуру. Если денег в бизнесе недостаточно для быстрого развития, привлекайте свободных инвесторов или инвестфонды. Для этого вам потребуется «упаковать» проект — просто и лаконично рассказать о вашей идее, первых результатах и перспективах. Далее — оценить привлекательность проекта для инвесторов и составить грамотную презентацию.

Если бизнес стабильно приносит прибыль, используйте методы CustDev, чтобы тестировать новые продукты как отдельные стартап-проекты.Так поступили Uber, AirBnB и Alibaba. Они стали во главе быстроразвивающихся стартапов, которые меняют индустрии, и в их арсенале, кроме основного продукта, есть десятки сервисов, которые приносят дополнительную прибыль. Стимулируйте предпринимательство внутри компании: помогайте сотрудникам реализовать их идеи на базе своей инфраструктуры.

#frbk #ПрокачайСвойБизнес #ПредпринимателиКрыма #ТыПредприниматель #МолодежьКрыма #Роспредприниматель#Росмолодежь