– Когда у вас возникла идея создания своего первого бизнес-проекта?
– Мой первый бизнес был связан с интернет-технологиями. Это был интернет-провайдер «ENet». История началась еще в университете. На тот момент я работал водителем-экспедитором и хотел иметь свое дело. Тогда друг моего товарища, работающий в компьютерной сети (позже это начало называться интернет-провайдер) предложил купить этот бизнес. Ранее, конкуренты компании «ENet» выступили с предложением приобрести этот провайдер, но покупка так и не состоялась. Возвращаясь к нам с товарищем, скажу, что денег у нас не было, нужно было привлекать инвестиции. В результате удалось найти банк и получить кредит. Так появился первый бизнес. Маленькая компьютерная сеть, где было порядка 100 абонентов, выросла, и ее клиентами стало порядка четырех тысяч человек.
– Как вы стали ресторатором?
– Если говорить о ресторанном бизнесе, то он появился в 2015 году. Ранее у меня были попытки открытия заведений на пляже, но не сложилось, слишком короткий курортный сезон.
В 2014 году закрылся Макдональдс и все знакомые начали твердить: «Открой бургерную». Под этот запрос мы и открыли бургерную, продукция, которой по вкусовым качествам была максимально схожа с тем, что делает Макдональдс. Так появился Sub&Burger.
– Если говорить про BEmine Grill Bar, кто гость этого заведения?
– Миллениал (это представители поколения Y, люди, родившиеся в период с 1985 по 2003 год, – прим. авт.), то есть люди, которые уже работают или семейные пары с детьми, у нас есть детская игровая зона. И поскольку это гриль-бар, то это люди, которые любят вкусное мясо.
– Первыми гостями стали друзья и родственники?
– Месторасположение заведения – козырное. Стоит отметить, что мы полгода перестраивали здание, за этим наблюдал весь город. А в момент, когда на месте магазина одежды появилось новое, красивое здание, всем, естественно, было интересно, что же это такое. Поэтому, как только мы открыли двери – пошел очень резкий поток посетителей. На открытие мы запланировали некую искусственную активность, от которой пришлось избавляться, чтобы освободить место для реальных гостей.
Сергей Лабутин на площадке крупнейшего Форума предпринимателей «Деловой Крым 4.0»
– Насколько важно для повара и владельца ресторана иметь профессиональное образование?
– Для повара – важно. Я не ошибусь, если скажу, что 90% поваров не соответствуют занимаемой должности. В Крыму есть некоторые сложности в сфере общественного питания. Что касается владельца – если ему удастся собрать правильную команду, то, по сути, в этом нет надобности. Образование в этой сфере, безусловно, поможет, но без него можно обойтись.
– Ваше любимое заведение в Крыму?
– Честно признаться, я редко хожу в чужие заведения. Это связано с тем, что необходим постоянный контроль качества, а провести этот контроль без пробы продукта – очень сложно. После запуска своего первого заведения я ходил к конкурентам, но неудачных походов было такое количество, что в один прекрасный момент я понял, что я могу этого не пережить, поэтому эту идею я отложил до лучших времен.
– Как попасть в вашу команду?
– Существует иерархия. Все зависит от должности. Если это управляющая должность, тогда я провожу собеседование, а если сотрудник занимает не ключевую позицию – с ним мы знакомимся позже.
Сергей Лабутин – спикер школы молодежного предпринимательства «Акулы бизнеса»
– Какие советы по развитию бизнеса вы можете дать начинающим рестораторам?
– Нужно пробовать. Идти, развиваться и работать в интересующей вас сфере. Я всегда рекомендую следующее: прежде чем всерьез заняться чем-либо – погрузитесь в атмосферу. Многие хотят открыть, допустим, кофейню, но сами никогда не работали в этой сфере. Если вам это интересно, следует начать с малого. По большому счету, такие масштабные проекты, как Apple, начинались с разработок в гараже.
Когда я только начинал работать, а было это в школе, я занимался разработкой сайтов на территории заказчика, потому что у меня не было компьютера. Бывало, что ходил к брату или в школе после занятий работал. Позже, когда у меня появилось несколько постоянных клиентов, я оформил на отца кредит и за год я купил себе компьютер. Нужно делать, не мечтать и говорить, а делать.
А чтобы начать что-то делать, в бюджете нет надобности, а если и есть – она минимальна. Необходимости в том, чтобы снимать офисы и нанимать огромное количество сотрудников нет. Делайте все сами!