9 и 10 июля в Образовательном центре «Мой бизнес» Дома предпринимателя собрались наиболее активные представители из 12 сёл и посёлков Крыма. Всё для того, чтобы пройти учебную программу «Проектная команда «Бери и делай».
Специально для проекта «Моё село» из Москвы приехал эксперт, спикер российских и международных конференций по брендингу территорий Василий Дубейковский. Василий руководит командой CityBranding, специализирующейся на брендинге городов, ведёт блог и помогает российским регионам раскрыть свой потенциал.
Его задачей на семинаре было рассказать крымчанам о разных способах поиска ресурсов для развития села и научить грамотно подавать свои идеи.
После обучения и защиты проектов Василий Дубейковский поделился мнением о жителях крымских сёл, рассказал об их проектах, которые могут осуществиться в ближайшее время.
— Расскажите, какие из презентованных проектов вам показались самыми удачными?
— На обучении были презентованы очень интересные проекты самого разного масштаба. Кому-то на реализацию понадобится месяц, а кому-то год и больше.
Я назову только некоторые проекты, близкие к осуществлению за сравнительно недолгое время и с умеренными вложениями.
Например, в селе Морское. Группа «Кино» в этом селе получила своё название. День смерти Цоя 15 августа, в селе есть памятник группе. Местные жители, которые приехали на обучение в Дом предпринимателя, хотят организовать мероприятие, как дань памяти Цоя. Уже распланировали, как его делать. Задались целью в ближайшее время подготовить пресс-релиз. И вот уже практически через месяц в селе будет такое мероприятие. Хороший проект, хорошая имиджевая фишка для села.
Ещё пример — село Орехово. Там активные жители хотят сделать своими силами первый на селе роллердром. Это такая большая рампа, на которой скейтбордисты и райдеры смогут делать трюки.
У них есть люди, которые смогут это построить сами, с точки зрения компетенций мастера. Есть подходящее место. Есть понимание, как собрать деньги на необходимый инвентарь. А именно, методом самофинансирования и с помощью спонсорской поддержки предпринимателей и любителей экстремального спорта.
Причём, эта идея не нова. Запрос на такой проект уже есть. Пусть там не много людей, но им это интересно и нужно. В том числе, этот проект был презентован и.о. замминистра спорта. и получил от него одобрение. Ну а как можно не одобрить, если люди сами захотели и сами сделают своими силами что-то новое в Крыму?
Ещё проект в селе Перевальное, мне кажется, очень интересный. Их небольшой Дом Культуры выходит прямо на трассу. Он нуждается в ремонте. Активисты хотят полностью от фундамента до крыши покрыть ДК стрит-артом, граффити. Это будет интересная визитная карточка села, стрит-арт объект.
Нашли примеры, как это делают в Европе. Посчитали, сколько примерно нужно денег. Естественно, на этот проект нужно больше времени, учитывая ремонтные работы. Привлекать средства хотят с помощью краудсорсинга и краудфандинга.
Это, пожалуй, три проекта из многих, которые вполне осуществимы за довольно короткое время.
— Какие впечатления от общения с крымскими сельскими жителями?
— У меня остались очень хорошие впечатления. Я раньше не работал с активистами из села,а общался с горожанами. Были опасения, что люди могут быть какие-то очень приземленные, застрявшие в прошлом. Но на деле оказалось совсем не так. Пусть люди и не знали много терминов, обозначающих современные способы поиска ресурсов, но они очень быстро восприняли и ввели в свои проекты.
Вы сами кузнецы своего счастья. На обучении мы также шли к идее “Сам придумал – сам делай”. Не жди, что кто-то сверху вдруг воспримет твою идею с таким же энтузиазмом и побежит решать все проблемы. Если нужна помощь, её нужно самим активно привлекать: искать пути, людей, деньги и так далее.
— Готовы и дальше поддерживать развитие наших сёл?
— Я готов поддерживать, даже приезжать по возможности. У меня достаточно много друзей по всей России. Как минимум, помогу размещением ссылки на проект, чтобы привлечь средства, помочь найти единомышленников.
Но тут главное не моя поддержка, а сами местные жители, их инициатива и настрой. В названии проекта Моё село, в лозунге Бери и делай заложена суть. Местные жители способны сами справиться, им не нужно постоянно зависеть от одного и того же источника поддержи. Активные люди, которые что-то хотят делать, всегда найдут нужных людей и средства, даже если предыдущие источники вдруг стали недоступны.