Те, кто не занимается бизнесом, часто говорят о предпринимательстве, как о погоне за прибылью. Мы же в Фонде знаем, что реальность совсем другая. Современные Крымские предприниматели — это молодые, творческие и совсем не жадные люди. Виктор Мельниченко, основатель первой в Крыму парикмахерской для мужчин, рассказал о том, что в бизнесе есть вещи гораздо важнее прибыли: вдохновение, семья и дружба.
— Как вы пришли к открытию первого барбершопа в Крыму? Откуда взялась идея?
Мы открылись летом 2015 года. Идея зародилась гораздо раньше, конечно. Всё началось с того, что однажды в Киеве мне нужно было сделать фото на документы. А я, что называется, зарос. И тогда мне друг сказал “поведу тебя на опасное бритье”. Так я впервые попал в барбершоп. И мне очень понравилось. Атмосфера, обслуживание были на отличном уровне. В парикмахерских совсем не так.
Над моим внешним видом в тот день работал Никита Шмелёв, крутой мастер. Он недавно приезжал к нам в Брит, чтобы научить наших мастеров чему-то новому.
Позже я путешествовал и в другие города, впечатлялся от местных заведений. В общем, вдохновился мыслью создать небольшой и комфортный барбершоп, который будет как дружный мужской клуб. Место, где можно усесться в удобное кресло, выпить виски или кофе, пока тебя стригут, пообщаться на житейские темы с мастерами и другими посетителями.
По приезду в Крым я понял, что у нас такого ещё нет. Тогда решился реализовать здесь такую идею. Помогали семья и друзья. Никита Шмелёв, как человек с опытом, тоже помог не раз.
Друг сказал “поведу тебя на опасное бритье”. Так я впервые попал в барбершоп и вдохновился на открытие своего.
— Похоже на паб в маленьком европейском городке, только с салонными услугами.
— Да, сходство есть. Мы стремились создать домашнюю атмосферу. При этом в дизайне за основу взяли зарубежный стиль, европейский уютный уголок.
Хотелось, чтобы к нам заходили с чувством, как будто уже всех здесь знают, и ощущали себя комфортно. В дружелюбной атмосфере, как дома. Чтобы посетители не стеснялись говорить друг с другом, не боялись как-то не так посмотреть. Думаю, что всё вышло как и хотелось.
— Как люди узнают о вас? Используете SMM, другую рекламу?
— Мы не занимаемся SMM и раскруткой своих страниц в соцсетях. Они у нас, конечно, есть. Без этого никуда. Но всё наше продвижение основывается на дружеском общении.
Сами клиенты узнают о нас от друзей, как и я сам когда-то узнал. Приходят один раз попробовать, а потом уже начинают ходить целенаправленно. Есть, конечно, и те, кто нашёл нас в Интернете.
С рекламой то же самое: взаимно рекламируем других предпринимателей, с которыми хорошие отношения. Они что-то размещают о нас, а мы о них. Никаких капитальных вложений в рекламу нет.
В большинстве случаев, после пробного раза к нам возвращаются. У многих за три года больше сотни посещений. Значит, ребята хорошо делают свою работу и это главное.
— Сколько было людей в команде, когда вы открылись?
— Тогда было всего два мастера. Опыта было гораздо меньше, но все готовы были учиться. Ведь идея интересная и ради неё стоило поработать. Прошло много времени, команда выросла, изменилась. Один из двух первых мастеров сейчас уже открыл свой барбершоп, тоже в Симферополе.
Мне, конечно же, помогала жена. Она занималась развитием, находила людей. Нам нужны были мастера и клиенты, так что она писала во все заведения, ходила раздавала листовки. Это дало плоды. Сейчас у нас проходит больше 1000 человек в месяц и эта цифра растет.
— Мастер открыл свой барбершоп. То есть, у вас появился конкурент из вашей же команды?
— Я не считаю, что это прямо вот конкуренция. Не отношусь к этому негативно. Мы все люди, хотим развиваться и зарабатывать на жизнь. Это дело каждого. Пытаться удержать кого-то при себе — глупо. У нас как и раньше много клиентов, с каждым месяцем набираем оборот.
— На что хватает прибыли от барбершопа? Не стремитесь заработать побольше?
— Если честно, то нет, не стремимся. Кроме ведения этого бизнеса я ещё работаю стоматологом. Пока не думал о расширении дела, хотя это возможно в будущем.
Прибыли хватает на простые житейские вещи. Во-первых, конечно, на содержание самого барбершопа и на выплату зарплаты. Во-вторых, на всё, на что нужны деньги всем обычным людям:на семью, на аренду квартиры, заправку автомобиля, поездку в тур с семьей раз в году.
Нам помогает то, что профессия барбера становится более актуальной, интерес к барбершопам повышается. Мужчинам, особенно молодым, уже не интересно ходить в обычные парикмахерские.
При этом по ценовому сегменту посещение барбершопа дороже, чем в парикмахерской. Пусть незначительно, но некоторых это удерживает. Люди имеют право на выбор. Мы никого не пытаемся переманить.
Профессия барбера становится более актуальной, интерес к барбершопам повышается. Мужчинам уже не интересно ходить в обычные парикмахерские.
— Что можете посоветовать тем, кто хочет начать свой бизнес?
— Если начинаешь бизнес и арендуешь помещение, то финансов должно хватать на то, чтобы платить аренду на год.
Естественно, нужно изучить законодательство, налоговую систему. Понимать, будут наемные лица или нет. Это всё тоже входит в расходы, нужно учитывать. Подумайте о том, кто будет работать на вас и за сколько. Продумывайте детали. То есть, общим словом, нужно сделать бизнес-план.
Также важно наблюдать за конкурентами, набираться опыта и подмечать ошибки. Если хочешь чему-то научиться, посмотри на тех, кто уже это умеет. Можно просить совета, находить новых друзей в своей сфере.
В плане эмоций главное не бояться и запастись терпением, ведь реальность может не совпадать с идеальной картинкой, которую себе задумываешь. Чтобы приблизиться к мечте, нужно терпеливо преодолевать сложности.