Семейный бизнес на «жидком золоте»
07 марта 2024

Семейный бизнес на «жидком золоте»

«Крымская Роза» – семейный бизнес в третьем поколении. Две семьи под одной фамилией – Гладун – управляют уникальным производством экспертной косметики, в основе которой натуральное сырье из цветов и трав, выращенных в Крыму: цветочные воды, экстракты, эфирные масла, в том числе розовое, которое часто называют «жидким золотом». В условиях санкций предприятие стремительно развивается и на сегодня, по мнению экспертов, является одной из наиболее успешных косметических франшиз в стране.

Хранители традиций

Современный завод «Крымская Роза» – преемник наследия одноименного эфиромасличного комбината, построенного в Крыму в 1930-х годах. На тот момент комбинат объединял семь предприятий полуострова: Алуштинский, Ароматненский, Бахчисарайский, Зуйский, Нижнегорский, Симферопольский и Судакский заводы. Они производили как эфирные масла, так и духи, в том числе отдушки для знаменитой «Красной Москвы». Розовое и шалфейное масла из Крыма поставлялись заграницу. Сегодня традиции бережно хранит и возрождает семья Гладун, благодаря которым на карту Крыма вновь вернулись плантации эфиромасличной розы.

Детство в розовых лепестках

«Когда мне исполнилось пять лет, дедушка Михаил Иванович Гладун регулярно начал водить меня на лавандовые и розовые поля. Он тогда активно занимался развитием отрасли. Например, придумал использовать обычный кормоуборочный комбайн для сбора лаванды. Переделал его немного, и пустил в дело. Сейчас этой идеей пользуются даже во Франции, – вспоминает генеральный директор «Крымской Розы» Иван Гладун. – С мамой мы выезжали на сбор урожая розовых лепестков. Летом я подрабатывал на переработке лаванды. А в 2013 году осознанно пришел на предприятие и прошел все этапы производства, разобрался со всеми участками работы. К руководству приступил в 2015 году, и практически сразу мы с командой начали активную модернизацию».

Бунт и отклеивающаяся этикетка

Руководство началось с бунта, потому что на предприятии не выплачивали зарплату, замораживались счета, не могли заплатить налоги. По словам директора по маркетингу компании «Крымская Роза» Юлии Гладун, предприятие на тот момент было абсолютно советского образца – без маркетинга и даже понятия продаж: заявки принимал бухгалтер и работал на входящие. Продукт выглядел абсолютно иначе. Этикетка отклеивалась. «У нас было имя, невероятная вера в то, что эта компания очень многое может, и в то же время боль от того, что она может исчезнуть», – рассказывает Юлия Гладун.

Золото внутри

Первое, что сделали – подняли спрос на розовые лепестки местных фермеров, выкупали весь урожай. Фермеры начали работать с розой и увеличивать производство. Далее отправились на Международную выставку парфюмерно-косметической отрасли, получили несколько предложений, в том числе создавать дешевый продукт, продавать его тоннами. Не смогли отказаться от качества. Далее последовали несколько лет работы над брендингом, поиска ответа на вопрос: кто и зачем покупает продукт. «Мы наблюдали за тем, что на самом деле движет компанией. Почему люди приходят к нам. Почему они помогли нам продать продукт, несмотря на его внешний вид. А они говорили: «Там внутри золото». Почему, когда зарплату не платили месяцами, с нами оставались семьи, которые работали здесь династиями, – вспоминает Юлия Гладун. – Итогом стала глобальная стратегия развития компании с построением сильного бренда. Мы нашли свое «зачем».

По словам Юлии, семейный бизнес – это про поддержку и верность, про постоянный труд, работу над собой: «Для нас семья – это пространство, где ты учишься любить. Добавьте к этому необходимость достигать финансового результата, управлять сотней сотрудников, и у вас получится семейный бизнес».